![]() Колегова Наталья АндреевнаУчитель-логопед I кв.категории |
Методическая разработка по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР на материале сказок» Аннотация: Тема методической разработки рассматривает теоретические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста. В разработке представлены приемы, методы и формы работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Методическая разработка может быть интересна, и использована в коррекционной развивающей работе учителей-логопедов, воспитателям, родителям детей имеющих речевое нарушение. Содержание:
Введение. Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности, сенситивный период активного усвоения ребёнком коммуникативной функции речи и всех её сторон: лексической, фонетической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей — один из актуальных вопросов педагогики. Но, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка, как сокровищница русского фольклора находит применение в различных областях логопедической работы и является самым доступным, безгранично вариативным материалом для коррекционно-развивающей работы. Воспитательные и обучающие свойства сказки формируют и поддерживают созидательную систему ценностей человека, воспитывают и занимают центральное место в развитии связной речи у ребенка дошкольника. Содержание логопедической работы с детьми, имеющими ОНР включают в себя основные цели и задачи определяющие «образовательную стратегию», формирования языковых знаний, умений, развитие речемыслительной деятельности, обобщение о языковых единицах, формирование сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, совершенствование коммуникативных умений. Ребенок, который не может, не умеет выразить свою мысль грамотно, развернуто, наполнить эмоционально смысловым содержанием - не владеет связной речью, Л.С. Выготский в своих работах утверждал, что мышление и речь тесно связаны друг с другом. (Мышление и речь 1982). Почему же значительные трудности речевых нарушений возникают и становятся нам видно, когда ребенку исполняется 3 – 4 года? Уровень снижающейся культуры, телевидение, которое не всегда преподносит информацию грамотно, это и дает нам «ростки», предпосылки речевых нарушений. Цель: Формирование правильной грамотной речи как полноценное средство общения для общего развития ребенка. Задачи: - создание условий для проявления речевой коммуникации; - совершенствование лексико- грамматических средств языка; - совершенствование звуковой стороны речи; - развитие диалогической и монологической речи; - активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий; - развитие навыка контроля речевой коммуникации. Ожидаемый результат: Ребенок к старшему дошкольному возрасту овладевает всей основой грамматики родного языка, что положительно послужит в школьном обучении при изучении закономерностей русского языка: - пользоваться в самостоятельной речи простыми высказываниями; - грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами русского языка; - оформление фонетически звуковой стороны речи; - владение навыками диалогической и монологической речи; - умение использовать в спонтанном общении слова разных лексико-грамматических категорий; (существительные, глаголы, прилагательные, наречия); - у детей сформировано осознанное говорение текста. Характеристика темы: Сказка, народная сказка, есть повествовательный фольклорный жанр. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение, путем устной передачи. Сказка характеризуется как рассказ, т.е. она принадлежит к повествовательным жанрам. Этот признак так же еще не является решающим, т.к. имеются и другие жанры (былина, баллада), которые не относятся к сказкам. Само слово «сказка» обозначает нечто рассказываемое. Это значит, что народ воспринимает сказку как повествовательный жанр по преимуществу. Крупнейший исследователь и собиратель сказки А.И.Никифоров много работал над методикой собирания. Он выпустил несколько специальных работ, посвященных сказке как форме. Определение, данное Никифоровым, гласит: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением». Это определение-результат научного понимания сказки, выраженной в кратчайшей формуле. Здесь даны все основные признаки, характеризующие сказку. Другой признак, установленный Никифоровым, состоит в том, что сказка рассказывается с целью развлечения. Она принадлежит к развлекательным жанрам. Сказка имеет преимущественно эстетические функции, она – художественный жанр по своим целям и отличается этим от всех видов обрядовой поэзии, которая имеет прикладное значение. Признак развлекательности стоит в связи с другим признаком сказки, выдвигаемым Никифоровым, а именно необычайностью события, составляющего содержание сказки. Необычайность понимается не только как необычайность фантастическая, но и как необычайность житейская, что дает возможность подводить под это определение и новеллистические сказки. Последний признак, выдвигаемый Никифоровым, - специальное композиционно-стилистическое построение. Стиль и композицию мы можем объединить общим понятием поэтики и сказать, что сказка отличается специфической для нее поэтикой. Есть, однако, один признак, хотя и намеченный, но недостаточно раскрытый Никифоровым и состоящий в том, что в действительность рассказанного не верят. Что сам народ понимает сказку как вымысел, видно не только из этимологии слова, но и из поговорки «Сказка – складка, песня - быль». Но сказки бывают не только народные, но и литературные. Народная сказка – творчество народа, а литературная сказка – плод авторского гения. Сочетание в литературной сказке сказочного и волшебного, реального и обыденного делает ее двуплановой: одинаково интересной и детям и взрослым. Ребенка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом, быстрая смена событий. Литературная сказка – целое направление в художественной литературе. Она выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов. Изучая литературу по данной теме, я просмотрела работы разных специалистов, так например, у Коротковой Л.Д. есть авторские сказки, которые она предлагает для коррекционно-развивающей работы. Эти сказки направлены на психическое воздействие ребенка, позволяющие смягчить поведенческий негативизм. Другой специалист в области психологии Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева считает, что сказка является специфической деятельностью, обладает невероятной силой и позволяет ребенку мечтать и фантазировать. В.Я. Пропп сказал про сказку: “Универсальность сказки, ее безграничность, столь же поразительна, как и ее бессмертие. Все жанры литературы когда-нибудь отмирают. Между тем сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы от одного народа к другому, и сохраняется в живом виде тысячелетиями. Это происходит потому, что сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности. Сказка поэтична, задушевна, красива и глубока ее правдивость, веселость, жизненность, сверкающее остроумие; в ней сочетается детская наивность с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь”. И это далеко не полный перечень определений сказки Л.С. Выготский пишет о том, что сказка помогает уяснить сложные житейские отношения; ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим образным и эмоциональным языком. В сказках довольно четко прописано начало и конец, которые выражены в словосочетаниях. Это слова, которые помогают свернуть время (долго ли - коротко ли.) Сказки носят цикличный характер, который помогает нам совершенствовать такие процессы, как память, внимание, мышление. Используя в своей работе различные приемы по развитию связной речи, обогащению словаря, можно получить более качественный и продуктивный результат, нежели пользоваться шаблонными приемными работы. Изменяя деятельность, дети будут сохранять интерес, а процесс усвоения знаний будет протекать живо, эмоционально, дети не будут утомляться. Я предлагаю систему коррекционно-развивающих занятий, которая направлена на развитие связной речи через сказку. Цикл из четырех занятий рассчитан на месяц, т.е. одно занятие в неделю. Цель: Развитие связной речи детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи через сказку. Задачи: - пополнение и активизирование словаря; -закрепление правильного звукопроизношения, совершенствование интонационной стороны речи; - совершенствование грамматического строя речи; - совершенствование диалогической и монологической речи; - совершенствование умения связно пересказать; - развитие коммуникативных навыков; - развитие способности ясно и грамотно формулировать свои мысли; - развитие познавательной способности. Основные этапы работы: - чтение сказки; - беседа по произведению (выделение, обсуждение героев); - пересказ по вопросам с помощью фланелеграфа; - пересказ по цепочке; - словарная работа; - проигрывание этюда сказки. Цикл занятий со сказкой «Заюшкина избушка»
Конспект подгруппового логопедического занятия "В гости к сказке"Цель: Продолжать учить детей составлять сказки, на основе русских народных сказок; Продолжать активизировать словарный запас детей : лиса, заяц, собаки, волк, медведь, петух; Развивать творческое и логическое мышление, память, воображение; Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка». Оборудование: письмо, заготовки для выполнения творческого задания. Ход занятия. Логопед: Здравствуйте, ребята! Я получила письмо, давайте его прочитаем? (открываю конверт и читаю). «Здравствуйте, ребята, пишет вам зайчонок из сказочной страны. Я остался без домика - лиса меня выгнала. Ходил я по лесу и искал, кто мне может помочь. Так и не нашел. Помогите мне дети. Жду вас в сказочной стране». Бездомный заяц.
- А вы, догадались из какой сказки это зайчик? Дети: - Зайчика обидела лиса, у нее была избушка ледяная у зайчика лубяная - Почему зайчик остался без домика? Почему лиса так сделала? Дети: Лиса попросилась погреться и выгнала, потому что ее домик растаял. - Расскажите, какой характер у лисы? У зайчика? Дети: Лиса хитрая, злая, а зайчик добрый, доверчивый. Мы хотим помочь зайчику? Тогда нам надо отправиться в сказочную страну. Давайте отправимся на самолете (подвижная игра «самолет») и мы оказываемся в сказочной стране. Логопед: Вот мы и в сказочной стране, вот и наш Зайчонок. Поздоровайтесь, ребята. - Ребята, кажется, я знаю, как можно помочь нашем герою. Нужно сделать Лисе подарок, и она не будет злой. На столе стоят, приготовленые три баночки: в одной заготовка для бус, во второй заготовки для торта, в третьей заготовки для букета. Детей нужно разделить на компании, чтоб они сделали для Лисы три подарка. -Сейчас вы возьмете карточки и узнаете, кто, что будет делать. Дети выполняют работу. По окончанию работы я их приглашаю пойти к домику к Лисе. -Пойдемте и подарим Лисе наши подарки. Лиса обрадовалась подаркам детей и закружилась в веселом танце. После танца я предлагаю всем вместе вернуться в детский сад. Итог занятия: Где мы сегодня с вами были? Что видели? Что узнали? Что понравилось? Творческая самопрезентация Здравствуйте, я, Колегова Наталья Андреевна, учитель-логопед 1 квалификационной категории детского сада №67. Стаж работы 20 лет. В данном учреждении 1,6 года. Первый раз в детский сад меня за ручку привела мама. Там работали умные, добрые, справедливые педагоги, которые беззаветно любили детей и свою профессию. Учась в школе, я все равно с садом и детьми не рассталась, в летнее время я работала в детском саду. Пролетели годы, и когда для меня встал вопрос выбора профессии, я решила - буду логопедом. И вот я студентка. Хорошую подготовку и практическую базу я получила в стенах нашего Красноярского института профессиональной переподготовки работников образования, на базе Лесосибирского педагогического института. Кто же это логопед - То ли МЕД, а то ли ПЕД? Он немного воспитатель, Детских душ он врачеватель. Он немножечко психолог, Иногда и дефектолог. Логопед детей не мучит, Разговаривать их учит. В чем секрет его труда? Будет речь красивой? Да! Поверьте, приятно слышать от детей: «Наталья Андреевна! Возьмите меня на занятие! Я хочу с вами! » Их радостное приветствие, тёплые объятия заставляют забыть обо всём, пробуждают во мне силы и желание сделать всё, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, а разжигались и становились всё сильнее и ярче. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда я вижу блеск глаз своих ребят. Я готова свернуть горы, отбросить своё плохое настроение и идти вперёд. Про нас хорошо говорят наши дети: «Все мамы как мамы, а моя, до сих пор в детский сад ходит! ». А моя дочь при этом добавляет: «А моя и меня с собой берет». На её счету уже несколько ролей в детском саду, много вытертых носов и переигранных игр. И когда я вижу, с какой радостью и охотой она играет, занимается и даже просто разговаривает с детьми, а они спрашивают, а когда ваша Катя опять придет. Я понимаю, что воспитатель, логопед, да любой педагог детского сада - это не профессия, а призвание. А как же все бывает на практике? И вот сидит перед тобой, хотя чаще носится белкой в поисках колеса, маленький человечек лет трех-четырех и смотрит на тебя, вот только сказать ничего не может. А твоя задача – в короткий срок выудить из них красивую развернутую речь, да еще и с правильным звукопроизношением. И вот мы сидим перед зеркалом. Учитель-логопед Колегова Н.А\Перед зеркалом.jpgАртикуляционную гимнастику учим, дыхание развиваем и про мелкую моторику не забываем. А потом пошипим, порычим, шпатель в дело пустим, да и про зонд не забудем. Учитель-логопед Колегова Н.А\Работа с язычком.jpgА теперь пришла пора звуки автоматизировать, а какие-то и дифференцировать.Учитель-логопед Колегова Н.А\Трудоемкая работа учителя-логопеда.jpg Учитель-логопед Колегова Н.А/Индивидуальные занятия.jpgСловарь мы развиваем и грамматику упражняем. Тут слова поизменяем, а здесь согласуем и проспрягаем. И про связную речь надо не забыть: картины описать, творческий рассказ составить. В школу надо подготовиться, значит, будем писать, и читать, слова на слоги делить и звуковой анализ делать. Вот сколько дел у ребенка и логопеда. Миссия учителя-логопеда, на мой взгляд, состоит в том, чтобы из неуверенного, шепелявого «гадкого утёнка» сделать прекрасного статного «белого лебедя» и открыть перед ним все радости земной жизни: сделать прекрасного вдумчивого чтеца, открыть для него возможность выбора учебного заведения (школы, придать больше уверенности в себе!) Ведь для большинства детей и их родителей не имеют возможность выбора в жизни - вообще, серьезная психологическая травма. Ребенок, овладевший всеми навыками правильной речи, получает шанс приобрести профессию. Ребенок, овладевший всеми навыками правильной речи, получает шанс приобрести профессию, в которой хорошая дикция, умение вести диалог, красноречиво убеждать собеседника является главным условием профессионального успеха. Актер, певец, диктор, руководитель, менеджер, адвокат и т. д. И мы все прекрасно понимаем, что без семьи нельзя обеспечить полное становление ребенка. Ведь центральное место в формирование личности ребенка занимает семья. Совместная работа с родителями большое влияние оказывает и на коррекционно-развивающее обучение. Основными целями работы с родителями в условиях ДОУ я считаю: объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы; формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним; развитие умения правильно реагировать на проблемы и достижение малыша. А как же это все организовать? Практика показывает, что наибольший интерес у родителей вызывают нетрадиционные формы проведения родительских собраний: «Круглый стол», практикум «Как помочь ребенку стать внимательным». В этом году я продолжаю работу в средней группе, у нас есть наш второй совместный проект по музейной деятельности «От кареты до ракеты». Что это такое? В нашем саду, существует музейно - образовательная деятельность, как работа по самообразованию среди педагогов. У нас есть тема «От кареты до ракеты», поставленная цель, задачи, которые мы реализуем в совместной деятельности: родители, дети, педагоги. Крошкой я в детсад пришла И решила Кроха: Здесь живётся хорошо, Не бывает плохо. Здесь играем и поём, Очень весело живём! Воспитатели у нас Умницы-красавицы. Знают всё они всегда И нам очень нравятся! Очень мне хотелось Быть на них похожей: «В воспитатели пойду- Стану умной тоже! » Потом в школу я пошла, Стала я чуть старше. И решенье приняла, Кем я стану дальше: «Воспитатель - хорошо, А учитель лучше! » Знали все мои друзья, В этом нет сомненья, Что учителем стану я Для новых поколений. Школа – лучшее занятье, Школа – лучшая игра. В этом все мне помогали, А особенно сестра. С нею мы играли в школу, Я учителем была, И задания давала, И оценки ставила. С одноклассниками тоже Дома занималась, Их успехам и оценкам Очень сильно радовалась! Окончив школу, сразу Пошла в университет, Старательно училась Студенческих пять лет. Я госэкзамены сдала И практику прошла. Диплом свой получила И в детский сад пришла. Работать было трудно, Но очень интересно. Ребята были дружными, Весёлыми, чудесными. Сегодня я учитель, Работаю не в школе, Учитель-дефектолог В саду своём родном. В занятиях и играх, Беседах, упражненьях Стараюсь, чтобы дети Узнали обо всём: О городе и поле, О птицах и цветах, О космосе и людях, Животных и лесах, О саде, огороде, Профессиях людей, Чтоб было интересно И много новостей. Чтоб знали мои дети И сказки, и стихи, Умели б знанья эти По жизни пронести. И к школе чтобы были Готовы на все сто: Читали и считали, Играли и писали, Решенья принимали И смело и легко! Мы на занятьях вместе Играем и живём, Мышленье развиваем И памяти объём, Вниманье закаляем, Играя, мы растём. И я в своей работе Со временем иду: Компьютер и проектор В занятия ввожу. Работаю давно я И многое прошла: И курсы повышенья, И аттестация. Открытые занятья И роли разные: Была я и Медведем, И Бабою Ягой, Была я и Принцессой, Пиратом и Лисой. В саду я посещаю Занятия коллег, Обмениваюсь опытом, Секретов у нас нет. С родителями тоже Работаю в тандеме, На все их вопросы, Я ищу решенья, Провожу собрания, Проекты, консультации, Чтобы было нагляднее – Делаю презентации. Работу логопеда Считаю я призванием. И важно в ней терпение, Желание и знание. Наградой служат детские Улыбки и слова: «Возьмёте на занятие? А завтра? А с утра? » И вам всем на прощание Хочу я пожелать: Успехов в этом конкурсе И горестей не знать. Спасибо вам, коллеги, За труд и за внимание, В работе вдохновения, А в жизни – процветания! Мастер – класс «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Цель: Презентация и распространение педагогического опыта. Этапы проведения: 1.Актуализация. 2.Теоретическая часть (лекционный материал). 3.Знакомство с формами работ по рассказыванию. 4.Практическая часть (проигрывание игр и упражнений с участниками). 5. Рефлексия. Актуализация: На сегодняшний день возрастает количество детей с нарушениями речи, усложняется структура речевого дефекта, снижается эмоциональная вовлеченность детей в занятие, отмечаются психологические нарушения у воспитанников. Все это требует поиска новых форм работы для повышения эффективности коррекционного воздействия. Таким образом, возникла необходимость разработать систему педагогического воздействия, которая позволила бы развивать эмоциональную и познавательную сферы с одной стороны и решать задачи коррекции речи с другой стороны. Теоретическая часть: Использование в работе волшебной, прекрасной, завораживающей сказки об успешных героях, помогают нам и нашим детям стать успешнее в учебе и в жизни. А разве – это не мотивация? Через сказки мы учимся преодолевать барьеры, находить выход из трудной ситуации, учимся верить в себя, в силу добра и справедливости. Сознательно или бессознательно, но мы всегда стремимся осуществить задуманное нашей душой. Все начинается с мечты, желания и намерения. Все формы направленности личности являются мотивами ее деятельности. Дошкольник проходит все эти этапы, начиная от простого к сложному. Я, как логопед на своих занятиях использую следующую схему: В работе важно УВЛЕЧЬ ребенка. Для этого мы применяем различные упражнения по развитию дыхания. Например: бабочки, свечи, кружки с горячим чаем, “Кот в сапогах” и т. д. Для стимулирования мотивации и развитие речевых процессов проводится пальчиковая гимнастика, для развития мелкой моторики с использованием Лего – технологий, суджука. Это связано с тем, что речевая зона находится рядом с зоной мелкой моторики. Чтобы вызвать ЖЕЛАНИЕ у ребят работать над звуками рассказывается сказка “Веселый язычок”. При постановке звуков применяются: логопедические зонды, игрушки, индивидуальные зеркала. Разновидностью практического метода обучения являются схемы, муляжи, разрезная азбука, использование дидактических, развивающих, коррекционных упражнений и занимательных игр: “Цветные слова”, “Улитка”, “Кирпичная стенка”, “Загадки времен года” и др. Эти же методы выступают, как стимуляция и активизация познавательной деятельности детей. На занятиях, для мотивации дошкольников, мы используем наглядность и даем возможность ребенку быть в роли учителя – логопеда. Работа у доски дает ребенку уверенность, смелость и позитивную мотивацию на учебную деятельность, приносящую удовлетворение и повышающую самооценку При СТРЕМЛЕНИИ, одного из компонента направленности личности, мы используем правильный показ, к чему ребенок должен стремиться. При совместной работе логопеда, психолога, воспитателя, медиков и родителей, обязательно будет положительный результат. При этом ребенок переходит на следующую ступень, у него появляется ИНТЕРЕС подкрепленный выработанными и закрепленными навыками. Ребенку ставятся уже более сложные задачи – идти к речевому ИДЕАЛУ. Участие в конкурсах чтецов, в концертах, в спектаклях и других мероприятиях. В результате положительных достижений в устной речи детей учитель – логопед переходит на более сложный этап, на письменную речь. Используются логопедические тетради с различными интересными заданиями, развивающими упражнениями. Ребенок начинает понимать и УБЕЖДАТЬСЯ на примерах, что ему необходимо работать, для того, что бы грамотно излагать свою устную и письменную речь. Описание игр, творческих заданий для активизации словаря, мышления и обучения детей связной речи:
Заключение Итак, в нашей работе мы рассмотрели коррекционно - развивающую работу по исправлению нарушения связной речи у детей с ОНР. В основу работы мы взяли русский народный фольклор – сказку. По мнению некоторых, исследователей сказка имеет разные жанры. Определение, данное Никифоровым, гласит: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением». В.Я. Пропп сказал про сказку: “Универсальность сказки, ее безграничность, столь же поразительна, как и ее бессмертие. И это далеко не полный перечень определений сказки Л.С. Выготский пишет о том, что сказка помогает уяснить сложные житейские отношения; ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим образным и эмоциональным языком. Взяв за основу сказку для своей коррекционно – развивающей работы мы поставили цель: Формирование правильной грамотной речи как полноценное средство общения для общего развития ребенка. Через решение следующих задач: создание условий для проявления речевой коммуникации; - совершенствование лексико- грамматических средств языка; - совершенствование звуковой стороны речи; - развитие диалогической и монологической речи; - активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий; - развитие навыка контроля речевой коммуникации. По результату диагностирования речевой коммуникации в средней группе, на начало и середину 2012-2013учебного года, я увидела, что у воспитанников имеется положительная динамика в развитии: грамматического строя речи, звуковой стороны, умение владеть, поддерживать диалог. Дети обращаются к взрослым целенаправленно, используя в своей речи глаголы, существительные, прилагательные, наречия. Следует отметить что, чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания лучшие образцы народной педагогики нам нужны как никогда кстати. Воспитательные и обучающие свойства сказки формируют и поддерживают созидательную систему ценностей человека, воспитывают и занимают центральное место в развитии связной речи у ребенка дошкольника. Образовательная стратегия, которая направлена на формирование языковых средств, знаний, умений дает нашему ребенку возможность уметь правильно, грамотно наполнить смысловым содержанием свое высказывание, оформить звуковое произношение и в своей речи использовать разные части речи родного языка. |
|