Колегова Наталья Андреевна

Учитель-логопед I кв.категории

Методическая разработка по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР на материале сказок»

Аннотация: Тема методической разработки рассматривает теоретические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста. В разработке представлены приемы, методы и формы работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Методическая разработка может быть интересна, и использована в коррекционной развивающей работе учителей-логопедов, воспитателям, родителям детей имеющих речевое нарушение.

Содержание:

  1. Аннотация.
  2. Введение.
  3. Характеристика темы.
  4. Цикл занятий.
  5. Конспект занятия с детьми.
  6. Творческая самопрезентация.
  7. Мастер-класс.

Введение. Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности, сенситивный период активного усвоения ребёнком коммуникативной функции речи и всех её сторон: лексической, фонетической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей — один из актуальных вопросов педагогики. Но, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка, как сокровищница русского фольклора находит применение в различных областях логопедической работы и является самым доступным, безгранично вариативным материалом для коррекционно-развивающей работы. Воспитательные и обучающие свойства сказки формируют и поддерживают созидательную систему ценностей человека, воспитывают и занимают центральное место в развитии связной речи у ребенка дошкольника.

Содержание логопедической работы с детьми, имеющими ОНР включают в себя основные цели и задачи определяющие  «образовательную стратегию», формирования языковых знаний, умений, развитие речемыслительной деятельности, обобщение о языковых единицах, формирование сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, совершенствование коммуникативных умений.

Ребенок, который не может, не умеет выразить свою мысль грамотно, развернуто, наполнить эмоционально смысловым содержанием - не владеет связной речью, Л.С. Выготский в своих работах утверждал, что мышление и речь тесно связаны друг с другом. (Мышление и речь 1982).

Почему же значительные трудности речевых нарушений возникают и становятся нам видно, когда ребенку исполняется 3 – 4 года?

Уровень снижающейся культуры, телевидение, которое не всегда преподносит информацию грамотно, это и дает нам «ростки», предпосылки речевых нарушений.

Цель: Формирование правильной грамотной речи как полноценное средство общения для общего развития ребенка.

Задачи:

- создание условий для проявления речевой коммуникации;

- совершенствование лексико- грамматических средств языка;

- совершенствование звуковой стороны речи;

- развитие диалогической и монологической речи;

- активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий;

- развитие навыка контроля речевой коммуникации.

Ожидаемый результат:

Ребенок к старшему дошкольному возрасту овладевает всей основой грамматики родного языка, что положительно послужит в школьном обучении при изучении закономерностей русского языка:

- пользоваться в самостоятельной речи простыми  высказываниями;

- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами русского языка;

- оформление фонетически  звуковой стороны речи;

- владение навыками  диалогической и монологической речи;

- умение использовать в спонтанном общении слова разных лексико-грамматических категорий; (существительные, глаголы, прилагательные, наречия);

- у детей сформировано осознанное говорение текста.

Характеристика темы:

Сказка, народная сказка, есть повествовательный фольклорный жанр. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение, путем устной передачи.

Сказка характеризуется как рассказ, т.е. она принадлежит к повествовательным жанрам. Этот признак так же еще не является решающим, т.к. имеются и другие жанры (былина, баллада), которые не относятся к сказкам. Само слово «сказка» обозначает нечто рассказываемое. Это значит, что народ воспринимает сказку как повествовательный жанр по преимуществу.

Крупнейший исследователь и собиратель сказки А.И.Никифоров много работал над методикой собирания. Он выпустил несколько специальных работ, посвященных сказке как форме.

Определение, данное Никифоровым, гласит: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением».

Это определение-результат научного понимания сказки, выраженной в кратчайшей формуле. Здесь даны все основные признаки, характеризующие сказку.

Другой признак, установленный Никифоровым, состоит в том, что сказка рассказывается с целью развлечения. Она принадлежит к развлекательным жанрам. Сказка имеет преимущественно эстетические функции, она – художественный жанр по своим целям и отличается этим от всех видов обрядовой поэзии, которая имеет прикладное значение.

Признак развлекательности стоит в связи с другим признаком сказки, выдвигаемым Никифоровым, а именно необычайностью события, составляющего содержание сказки. Необычайность понимается не только как необычайность фантастическая, но и как необычайность житейская, что дает возможность подводить под это определение и новеллистические сказки.

Последний признак, выдвигаемый Никифоровым, - специальное композиционно-стилистическое построение. Стиль и композицию мы можем объединить общим понятием поэтики и сказать, что сказка отличается специфической для нее поэтикой.

Есть, однако, один признак, хотя и намеченный, но недостаточно раскрытый Никифоровым и состоящий в том, что в действительность рассказанного не верят. Что сам народ понимает сказку как вымысел, видно не только из этимологии слова, но и из поговорки «Сказка – складка, песня - быль».

Но сказки бывают не только народные, но и литературные. Народная сказка – творчество народа, а литературная сказка – плод авторского гения.

Сочетание в литературной сказке сказочного и волшебного, реального и обыденного делает ее двуплановой: одинаково интересной и детям и взрослым. Ребенка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом, быстрая смена событий.

Литературная сказка – целое направление в художественной литературе. Она выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.

Изучая литературу по данной теме, я просмотрела работы разных специалистов, так например, у Коротковой Л.Д. есть авторские сказки, которые она предлагает для коррекционно-развивающей работы. Эти сказки направлены на психическое воздействие ребенка, позволяющие смягчить поведенческий негативизм.

Другой специалист в области психологии Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева считает, что сказка является специфической деятельностью, обладает невероятной силой и позволяет ребенку мечтать и фантазировать.

В.Я. Пропп сказал про сказку: “Универсальность сказки, ее безграничность, столь же поразительна, как и ее бессмертие. Все жанры литературы когда-нибудь отмирают. Между тем сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы от одного народа к другому, и сохраняется в живом виде тысячелетиями. Это происходит потому, что сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности. Сказка поэтична, задушевна, красива и глубока ее правдивость, веселость, жизненность, сверкающее остроумие; в ней сочетается детская наивность с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь”.

И это далеко не полный перечень определений сказки Л.С. Выготский пишет о том, что сказка помогает уяснить сложные житейские отношения; ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим образным и эмоциональным языком.

В сказках довольно четко прописано начало и конец, которые выражены в словосочетаниях. Это слова, которые помогают свернуть время (долго ли - коротко ли.) Сказки носят цикличный характер, который помогает нам совершенствовать такие процессы, как память, внимание, мышление.

Используя в своей работе различные приемы по развитию связной речи, обогащению словаря, можно получить более качественный и продуктивный результат, нежели пользоваться шаблонными приемными работы. Изменяя деятельность, дети будут сохранять интерес, а процесс усвоения знаний будет протекать живо, эмоционально, дети не будут утомляться.

Я предлагаю систему коррекционно-развивающих занятий, которая направлена на развитие связной речи через сказку. Цикл из четырех занятий рассчитан на месяц, т.е. одно занятие в неделю.

Цель: Развитие связной речи детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи через сказку.

Задачи:

- пополнение и активизирование словаря;

-закрепление правильного звукопроизношения, совершенствование интонационной стороны речи;

- совершенствование грамматического строя речи;

- совершенствование диалогической  и монологической речи;

- совершенствование умения связно пересказать;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие способности ясно и грамотно формулировать свои мысли;

- развитие познавательной способности.

Основные этапы работы:

- чтение сказки;

- беседа по произведению (выделение, обсуждение героев);

- пересказ по вопросам с помощью фланелеграфа;

- пересказ по цепочке;

- словарная работа;

- проигрывание этюда сказки.

Цикл занятий со сказкой «Заюшкина избушка»

Деятельность

Задачи

Виды работы

 «В гостях у сказки»

Занятие №1.

НОД Коммуникация

Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка», помочь смыслить содержание, пересказу по вопросам педагога;

-Учить слушать художественные произведения;

-Активизировать словарь детей;

-Учить отвечать на поставленные вопросы

-Активизировать познавательный интерес дошкольников

-Чтение сказки;

-Беседа по содержанию, выделение главных героев;

-Словарная работа по подбору определений главных героев и их действий;

-Дидактические  игры «Подбери словечко»; «Скажи наоборот»;

-Отгадывание загадок о персонажах

Занятие № 2.

НОД Коммуникация

Цель: Развивать у детей творческое и логическое мышление, память, воображение, умение фантазировать; Продолжать учить пересказу;

-Учить составлять загадки;

-Развивать словесно-логическое мышление;

-Учить детей пересказу с опорой на картинки;

-Учить перевоплощаться;

 

 

-Д/И «Что умеют делать животные?»;

-Учить составлять загадки о героях сказки;

-Д/И «Исправь ошибку» (Заяц зеленый - огромный);

-Проигрывание этюда (Несчастный заяц, хитрая лиса);

-Пересказ по цепочке с использованием картинок;

Занятие №3.

НОД Коммуникация

Цель: продолжать активизировать словарный запас; совершенствование ГСР(образование имен существительных с уменьшительными суффиксами); активизация речевой деятельности;

-Продолжать активизировать словарь;

-Закрепить умение уменьшительно-ласкательных форм существительных;

-Закрепить умение составления загадок;

-Учить составлять предложения;

-«Ищем весенние слова».

-Составление и отгадывание описательных загадок;

-Д/И «Скажи ласково»;

-Д/И «Продолжи предложение»;

Занятие №4.

НОД Коммуникация

Цель: продолжение активизации речевой деятельности; развитие общей моторики, темпа и ритма речи;

-Активизировать словарь детей;

-Закреплять умение составлять предложения из предложенных слов;

-Координация речи и движения у детей;

-Активизировать просодический компонент речи;

-«Кто как передвигается»;

-«Составь предложение» (избушка, лиса, выгнала, заяц);

-Проигрывание сказки на фланелеграфе;

 

Конспект подгруппового логопедического занятия "В гости к сказке"

Цель:

 Продолжать учить детей составлять сказки, на основе  русских народных сказок;

Продолжать активизировать словарный запас детей : лиса, заяц, собаки, волк, медведь, петух;

Развивать творческое и логическое мышление, память, воображение;

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Оборудование: письмо, заготовки для выполнения творческого задания.

Ход занятия.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Я получила письмо, давайте его прочитаем? (открываю конверт и читаю).

«Здравствуйте, ребята, пишет вам зайчонок из сказочной страны. Я остался без домика - лиса меня выгнала. Ходил я по лесу и искал, кто мне может помочь. Так и не нашел. Помогите мне дети. Жду вас в сказочной стране». Бездомный заяц.

  -Он просит нашей помощи. Поможем зайчику?
Дети: Да.

- А вы, догадались из какой  сказки это зайчик?

Дети: - Зайчика обидела лиса, у нее была избушка ледяная у зайчика лубяная

- Почему зайчик остался без домика? Почему лиса так сделала?

Дети: Лиса попросилась погреться и выгнала, потому что ее домик растаял.

- Расскажите, какой характер у лисы? У зайчика?

Дети: Лиса хитрая, злая, а зайчик добрый, доверчивый.

Мы хотим помочь зайчику? Тогда нам надо отправиться в сказочную страну. Давайте отправимся на самолете (подвижная игра «самолет») и мы оказываемся в сказочной стране.

Логопед: Вот мы и в сказочной стране,  вот и наш Зайчонок. Поздоровайтесь, ребята.  Цикл занятий В гостях у сказки\Зайка.jpg
- Что у тебя случилось? Зачем ты нас позвал?
- Я поверил Лисе, а она оказалась злой, выгнала меня из моего домика.

- Ребята, кажется, я знаю, как можно помочь нашем герою. Нужно сделать Лисе подарок, и она не будет злой.

На столе стоят, приготовленые три баночки: в одной заготовка для бус, во второй заготовки для торта, в третьей заготовки для букета. Детей нужно разделить на компании, чтоб они сделали для Лисы три подарка.

-Сейчас вы возьмете карточки и узнаете, кто, что будет делать.

Дети выполняют работу. По окончанию работы я их приглашаю пойти к домику к Лисе.

-Пойдемте и подарим Лисе наши подарки.Цикл занятий В гостях у сказки\Лисичка.jpg

Лиса обрадовалась подаркам детей и закружилась в веселом танце.Цикл занятий В гостях у сказки/Веселая лисичка.jpg Цикл занятий В гостях у сказки\Лисичка с зайкой.jpg

После танца я предлагаю всем вместе вернуться в детский сад.

Итог занятия:

Где мы сегодня с вами были?

Что видели? Что узнали? Что понравилось?

Творческая самопрезентация

Здравствуйте, я, Колегова Наталья Андреевна, учитель-логопед 1 квалификационной категории детского сада №67. Стаж работы 20 лет. В данном учреждении 1,6 года.

Первый раз в детский сад меня за ручку привела мама. Там работали умные, добрые, справедливые педагоги, которые беззаветно любили детей и свою профессию. Учась в школе, я все равно с садом и детьми не рассталась, в летнее время я работала в детском саду. Пролетели годы, и когда для меня встал вопрос выбора профессии, я решила - буду логопедом.

И вот я студентка. Хорошую подготовку и практическую базу я получила в стенах нашего Красноярского института профессиональной переподготовки работников образования, на базе Лесосибирского педагогического института.

Кто же это логопед -

То ли МЕД, а то ли ПЕД?

Он немного воспитатель,

Детских душ он врачеватель.

Он немножечко психолог,

Иногда и дефектолог.           

Логопед детей не мучит,

Разговаривать их учит.

В чем секрет его труда?

Будет речь красивой?

Да!

Поверьте, приятно слышать от детей: «Наталья Андреевна! Возьмите меня на занятие! Я хочу с вами! » Их радостное приветствие, тёплые объятия заставляют забыть обо всём, пробуждают во мне силы и желание сделать всё, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, а разжигались и становились всё сильнее и ярче. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда я вижу блеск глаз своих ребят. Я готова свернуть горы, отбросить своё плохое настроение и идти вперёд.Цикл занятий В гостях у сказки/Осенний праздник.jpg

Про нас хорошо говорят наши дети: «Все мамы как мамы, а моя, до сих пор в детский сад ходит! ». А моя дочь при этом добавляет: «А моя и меня с собой берет». На её счету уже несколько ролей в детском саду, много вытертых носов и переигранных игр. И когда я вижу, с какой радостью и охотой она играет, занимается и даже просто разговаривает с детьми, а они спрашивают, а когда ваша Катя опять придет. Я понимаю, что воспитатель, логопед, да любой педагог детского сада - это не профессия, а призвание.Цикл занятий В гостях у сказки\ПДД.jpg

А как же все бывает на практике?

И вот сидит перед тобой, хотя чаще носится белкой в поисках колеса, маленький человечек лет трех-четырех и смотрит на тебя, вот только сказать ничего не может.Учитель-логопед Колегова Н.А\Средняя группа.jpg А иногда наоборот, болтает на своем малышовом жаргоне, да так, что уж лучше бы не говорил вовсе. Потому что до трех лет не говорящие, как партизаны, дети потом начинают говорить сразу хорошо. А говорящие на своем тарабарском двухлетки, чаще всего, так и не желают переходить на общепринятую речь. Своего творения, наверное, жалко.

А твоя задача – в короткий срок выудить из них красивую развернутую речь, да еще и с правильным звукопроизношением.

И вот мы сидим перед зеркалом. Учитель-логопед Колегова Н.А\Перед зеркалом.jpgАртикуляционную гимнастику учим, дыхание развиваем и про мелкую моторику не забываем. А потом пошипим, порычим, шпатель в дело пустим, да и про зонд не забудем. Учитель-логопед Колегова Н.А\Работа с язычком.jpgА теперь пришла пора звуки автоматизировать, а какие-то и дифференцировать.Учитель-логопед Колегова Н.А\Трудоемкая работа учителя-логопеда.jpg Учитель-логопед Колегова Н.А/Индивидуальные занятия.jpgСловарь мы развиваем и грамматику упражняем. Тут слова поизменяем, а здесь согласуем и проспрягаем. И про связную речь надо не забыть: картины описать, творческий рассказ составить. В школу надо подготовиться, значит, будем писать, и читать, слова на слоги делить и звуковой анализ делать. Вот сколько дел у ребенка и логопеда.

Миссия учителя-логопеда, на мой взгляд, состоит в том, чтобы из неуверенного, шепелявого «гадкого утёнка» сделать прекрасного статного «белого лебедя» и открыть перед ним все радости земной жизни: сделать прекрасного вдумчивого чтеца, открыть для него возможность выбора учебного заведения (школы, придать больше уверенности в себе!) Ведь для большинства детей и их родителей не имеют возможность выбора в жизни - вообще, серьезная психологическая травма. Ребенок, овладевший всеми навыками правильной речи, получает шанс приобрести профессию. Ребенок, овладевший всеми навыками правильной речи, получает шанс приобрести профессию, в которой хорошая дикция, умение вести диалог, красноречиво убеждать собеседника является главным условием профессионального успеха. Актер, певец, диктор, руководитель, менеджер, адвокат и т. д.

И мы все прекрасно понимаем, что без семьи нельзя обеспечить полное становление ребенка. Ведь центральное место в формирование личности ребенка занимает семья. Совместная работа с родителями большое влияние оказывает и на коррекционно-развивающее обучение.

Основными целями работы с родителями в условиях ДОУ я считаю: объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы; формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним; развитие умения правильно реагировать на проблемы и достижение малыша.

А как же это все организовать?

Практика показывает, что наибольший интерес у родителей вызывают нетрадиционные формы проведения родительских собраний: «Круглый стол», практикум «Как помочь ребенку стать внимательным».

В этом году я продолжаю работу в средней группе, у нас есть наш второй совместный проект по музейной деятельности «От кареты до ракеты».

Что это такое?

В нашем саду, существует музейно - образовательная деятельность, как работа по самообразованию среди педагогов. У нас есть тема «От кареты до ракеты», поставленная цель, задачи, которые мы реализуем в совместной деятельности: родители, дети, педагоги.

Крошкой я в детсад пришла

И решила Кроха:

Здесь живётся хорошо,

Не бывает плохо.

Здесь играем и поём,

Очень весело живём!

Воспитатели у нас

Умницы-красавицы.

Знают всё они всегда

И нам очень нравятся!

Очень мне хотелось

Быть на них похожей:

«В воспитатели пойду-

Стану умной тоже! »

Потом в школу я пошла,

Стала я чуть старше.

И решенье приняла,

Кем я стану дальше:

«Воспитатель - хорошо,

А учитель лучше! »

Знали все мои друзья,

В этом нет сомненья,

Что учителем стану я

Для новых поколений.

Школа – лучшее занятье,

Школа – лучшая игра.

В этом все мне помогали,

А особенно сестра.

С нею мы играли в школу,

Я учителем была,

И задания давала,

И оценки ставила.

С одноклассниками тоже

Дома занималась,

Их успехам и оценкам

Очень сильно радовалась!

Окончив школу, сразу

Пошла в университет,

Старательно училась

Студенческих пять лет.

Я госэкзамены сдала

И практику прошла.

Диплом свой получила

И в детский сад пришла.

Работать было трудно,

Но очень интересно.

Ребята были дружными,

Весёлыми, чудесными.

Сегодня я учитель,

Работаю не в школе,

Учитель-дефектолог

В саду своём родном.

В занятиях и играх,

Беседах, упражненьях

Стараюсь, чтобы дети

Узнали обо всём:

О городе и поле,

О птицах и цветах,

О космосе и людях,

Животных и лесах,

О саде, огороде,

Профессиях людей,

Чтоб было интересно

И много новостей.

Чтоб знали мои дети

И сказки, и стихи,

Умели б знанья эти

По жизни пронести.

И к школе чтобы были

Готовы на все сто:

Читали и считали,

Играли и писали,

Решенья принимали

И смело и легко!

Мы на занятьях вместе

Играем и живём,

Мышленье развиваем

И памяти объём,

Вниманье закаляем,

Играя, мы растём.

И я в своей работе

Со временем иду:

Компьютер и проектор

В занятия ввожу.

Работаю давно я

И многое прошла:

И курсы повышенья,

И аттестация.

Открытые занятья

И роли разные:

Была я и Медведем,

И Бабою Ягой,

Была я и Принцессой,

Пиратом и Лисой.

В саду я посещаю

Занятия коллег,

Обмениваюсь опытом,

Секретов у нас нет.

С родителями тоже

Работаю в тандеме,

На все их вопросы,

Я ищу решенья,

Провожу собрания,

Проекты, консультации,

Чтобы было нагляднее –

Делаю презентации.

Работу логопеда

Считаю я призванием.

И важно в ней терпение,

Желание и знание.

Наградой служат детские

Улыбки и слова:

«Возьмёте на занятие?

А завтра? А с утра? »

И вам всем на прощание

Хочу я пожелать:

Успехов в этом конкурсе

И горестей не знать.

Спасибо вам, коллеги,

За труд и за внимание,

В работе вдохновения,

А в жизни – процветания!

Мастер – класс «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»

Цель: Презентация и распространение педагогического опыта.

Этапы проведения:

1.Актуализация.

2.Теоретическая часть (лекционный материал).

3.Знакомство с формами работ по рассказыванию.

4.Практическая часть (проигрывание игр и упражнений с участниками).

5. Рефлексия.

Актуализация: На сегодняшний день возрастает количество детей с нарушениями речи, усложняется структура речевого дефекта, снижается эмоциональная вовлеченность детей в занятие, отмечаются психологические нарушения у воспитанников. Все это требует поиска новых форм работы для повышения эффективности коррекционного воздействия. Таким образом, возникла необходимость разработать систему педагогического воздействия, которая позволила бы развивать эмоциональную и познавательную сферы с одной стороны и решать задачи коррекции речи с другой стороны.

Теоретическая часть:

Использование в работе волшебной, прекрасной, завораживающей сказки об успешных героях, помогают нам и нашим детям стать успешнее в учебе и в жизни. А разве – это не мотивация?

Через сказки мы учимся преодолевать барьеры, находить выход из трудной ситуации, учимся верить в себя, в силу добра и справедливости.

Сознательно или бессознательно, но мы всегда стремимся осуществить задуманное нашей душой.

Все начинается с мечты, желания и намерения.

Все формы направленности личности являются мотивами ее деятельности. Дошкольник проходит все эти этапы, начиная от простого к сложному. Я, как логопед на своих  занятиях использую следующую схему:

В работе важно УВЛЕЧЬ ребенка. Для этого мы применяем различные упражнения по развитию дыхания. Например: бабочки, свечи, кружки с горячим чаем, “Кот в сапогах” и т. д.

Для стимулирования мотивации и развитие речевых процессов проводится пальчиковая гимнастика, для развития мелкой моторики с использованием Лего – технологий, суджука. Это связано с тем, что речевая зона находится рядом с зоной мелкой моторики.

Чтобы вызвать ЖЕЛАНИЕ у ребят работать над звуками рассказывается сказка “Веселый язычок”.

При постановке звуков применяются: логопедические зонды, игрушки, индивидуальные зеркала.

Разновидностью практического метода обучения являются схемы, муляжи, разрезная азбука, использование дидактических, развивающих, коррекционных упражнений и занимательных игр: “Цветные слова”, “Улитка”, “Кирпичная стенка”, “Загадки времен года” и др.

Эти же методы выступают, как стимуляция и активизация познавательной деятельности детей.

На занятиях, для мотивации дошкольников, мы используем наглядность и даем возможность ребенку быть в роли учителя – логопеда.

Работа у доски дает ребенку уверенность, смелость и позитивную мотивацию на учебную деятельность, приносящую удовлетворение и повышающую самооценку

При СТРЕМЛЕНИИ, одного из компонента направленности личности, мы используем правильный показ, к чему ребенок должен стремиться. При совместной работе логопеда, психолога, воспитателя, медиков и родителей, обязательно будет положительный результат.

При этом ребенок переходит на следующую ступень, у него появляется ИНТЕРЕС подкрепленный выработанными и закрепленными навыками.

Ребенку ставятся уже более сложные задачи – идти к речевому ИДЕАЛУ.

Участие в конкурсах чтецов, в концертах, в спектаклях и других мероприятиях.

В результате положительных достижений в устной речи детей учитель – логопед переходит на более сложный этап, на письменную речь.

Используются логопедические тетради с различными интересными заданиями, развивающими упражнениями.

Ребенок начинает понимать и УБЕЖДАТЬСЯ на примерах, что ему необходимо работать, для того, что бы грамотно излагать свою устную и письменную речь.

Описание игр, творческих заданий для активизации словаря, мышления и обучения детей связной речи:

Название игры, цель

Методические рекомендации

«Цепочка». Учить детей выделять признаки объектов.

Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.

«Скажи наоборот» Учить подбирать антонимы.

Логопед дает слово, а детям предлагается подобрать слово с противоположным значением. «Мы сейчас откроем рот, Чтоб сказать наоборот»

«Подбери словечко» Учить подбирать прилагательные.

Логопед дает слово, а дети подбирают как можно больше признаков. Кошка пушистая, добрая, рыжая…

«Что умеют делать» Учить подбирать слова-действия к существительным.

Логопед дает слово-предмет, а дети подбирают как можно больше глаголов. «Что животные умеют – Птицы, рыбы, кошки, змеи» Кошка шипит, царапается, мурлыкает…»

«Скажи ласково» Учить образовывать уменьшительно – ласкательные существительные.

Логопед предлагает слово в единственном числе, а ребята называют его во множественном. Возможна игра с мячом. «Мы волшебники немного, Был один, а стало много»

«Подскажи словечко» Развивать мышление, активизировать словарь.

Игра с перебрасыванием мяча: «Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то нет» Образец: Сова летает, а заяц …Лягушка квакает, а собака …

«Кто как передвигается?» Активизировать глагольный словарь.

Логопед задает вопрос, ребенок отвечает. Игра с перебрасыванием мяча. «Кто летает, кто плывет, Кто ползет, а кто идет».Собака лает, рычит, сторожит

«Составь предложение» Закреплять умение согласовывать слова.

Логопед произносит несогласованные слова, а ребенок должен составить предложение. Образец: Девочка есть каша. Девочка ест кашу. «Мячик прыгать я заставлю, Предложение составлю»

«Ищем словечки» Активизировать предметный словарь.

Логопед предлагает подобрать как можно больше слов на заданную тему. Образец: вспомните сладкие слова, теплые слова…

Заключение

Итак, в нашей работе мы рассмотрели коррекционно - развивающую работу по исправлению нарушения связной речи у детей с ОНР. В основу работы  мы взяли русский народный фольклор – сказку. По мнению некоторых, исследователей  сказка имеет разные жанры. Определение, данное Никифоровым, гласит: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением».

В.Я. Пропп сказал про сказку: “Универсальность сказки, ее безграничность, столь же поразительна, как и ее бессмертие.

И это далеко не полный перечень определений сказки Л.С. Выготский пишет о том, что сказка помогает уяснить сложные житейские отношения; ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим образным и эмоциональным языком.

Взяв за основу сказку для своей коррекционно – развивающей работы мы поставили цель: Формирование правильной грамотной речи как полноценное средство общения для общего развития ребенка. Через решение следующих задач:

 создание условий для проявления речевой коммуникации;

- совершенствование лексико- грамматических средств языка;

- совершенствование звуковой стороны речи;

- развитие диалогической и монологической речи;

- активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий;

- развитие навыка контроля речевой коммуникации.

По результату диагностирования речевой коммуникации в средней группе, на начало и середину 2012-2013учебного года, я увидела, что у воспитанников имеется положительная динамика в развитии:  грамматического строя речи, звуковой стороны, умение владеть, поддерживать диалог. Дети обращаются к взрослым целенаправленно, используя в своей речи глаголы, существительные, прилагательные, наречия.

Следует отметить что, чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем.

Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания лучшие образцы народной педагогики нам нужны как никогда кстати. Воспитательные и обучающие свойства сказки формируют и поддерживают созидательную систему ценностей человека, воспитывают и занимают центральное место в развитии связной речи у ребенка дошкольника.

Образовательная стратегия, которая направлена на формирование языковых средств, знаний, умений дает нашему ребенку возможность уметь правильно, грамотно наполнить смысловым содержанием свое высказывание, оформить звуковое произношение и в своей речи использовать разные части речи родного языка.

Бесплатный хостинг uCoz